Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Леонтьев А.А.)
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
6. Глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Что такое функциональная грамотность и как ее развивать: 35 советов родителям
Что значит быть «грамотным» в 21 веке
Полезные ссылки
Демонстрационные материалы - http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Банк заданий по функциональной грамотности издательства «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
- Электронный банк заданий по читательской грамотности https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по математической грамотности https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по глобальным компетенциям https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Электронный банк заданий по креативному мышлению https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/
Федеральные нормативные документы
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Действующая редакция Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Региональные нормативные документы
Муниципальные нормативные документы